О компании Деятельность Проекты Пресс-центр Карьера EngEng
Главная страница » Пресс-центр » 13. 06.2024: Пресс-релиз АО "ГСК" по претензионной работе с УФСИН России по СПб и ЛО

13. 06.2024: Пресс-релиз АО "ГСК" по претензионной работе с УФСИН России по СПб и ЛО

В средствах массовой информации, включая интернет-издания, за последнее время появилось достаточно большое количество комментариев по судебным спорам, которые АО «ГСК» ведет с УФСИН России по СПб и ЛО в рамках строительства Объекта «Следственный изолятор на 4 000 мест в Санкт-Петербурге» или, как их называют, «Кресты-2». Большая часть комментариев содержит недостоверную информацию, основанную на домыслах и слухах.
В связи с этим, Корпорация считает необходимым довести до сведения всех заинтересованных лиц свою позицию и актуальную информацию по взаимным требованиям и претензиям АО «ГСК» и УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

На сегодняшний день в арбитражных судах рассматривается несколько судебных дел по искам АО «ГСК» к УФСИН России по СПб и ЛО:
- о расторжении государственного контракта № 130 от 14 июля 2007 года и взыскании задолженности за выполненные работы в сумме 133 511 300 рублей;
- о снижении денежного обеспечения порядка его предоставления;
- о взыскании неустойки на сумму 13 558 232 385 рублей.
Причинами обращения АО «ГСК» в Арбитражный суд послужили следующие обстоятельства:
АО «ГСК» вело строительство СИЗО на 4000 мест в г. Санкт-Петербурге с июля
2007 года по декабрь 2017 года в соответствии с Государственным контрактом № 130
от 14 июля 2007 года.
Согласно условиям контракта, в обязанности Заказчика входило предоставления всей необходимой документации для производства работ: рабочей, сметной документации и разрешения на строительство.
УФСИН России по СПб и ЛО до сих пор не имеет полного комплекта проектно-сметной документации на объект. Подготовка полного комплекта проектно-сметной документации объекта осуществлялась по отдельному контракту между УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области и открытым акционерным обществом «Специальный проектно-изыскательский институт» (ОАО «СПИИ»). Контракт с проектировщиком завершен и оплачен Заказчиком. Однако, полный комплект проектно-сметной документации на объект, не был предоставлен АО «ГСК» на момент начала производства работ и не передан до настоящего дня. Проектно-сметная документация на протяжении всего срока строительства передавалась Генподрядчику обрывочно, частями.
С 2009 года по 2024 год УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области неоднократно вносил изменения в части переданной документации, в одностороннем порядке изменял сроки, объем и стоимость выполнения работ. Данные изменения привели к кардинальному увеличению состава и объёмов работ по сравнению с первоначально определенными условиями конкурсной документации и подписанным государственным Контрактом № 130 от 14 июля 2007 года.
В соответствии с частью III Контракта, в предмет контракта по строительству Объекта входило 30 (тридцать) зданий и сооружений общей стоимостью 11 907 000 000 рублей. Это же количество зданий и сооружений входило в конкурсную документацию, на основании которой заключался Контракт.
В частично переданной проектно-сметной документации на 24 апреля 2024 года содержится уже 53 (пятьдесят три) здания и сооружения (3 (три) сооружения были исключены из объёмов работ, 26 (двадцать шесть) зданий и сооружений были добавлены).
В предоставленной документации выявлено около 200 (двухсот) ошибок, большая часть которых не устранена Заказчиком до настоящего дня, что не позволяет завершить строительство и ввести Объект в эксплуатацию, объект имеет критические недостатки, которые создают угрозу жизни и здоровью находящихся там людей:
- Проектная документация на системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям Законодательства РФ. Объекты не соответствуют нормам пожарной безопасности, полностью отсутствуют системы противопожарной сигнализации.
- Проектная документация по системам отопления, вентиляции и кондиционирования (раздел проектной документации марки ОВ1 и ОВ2), изменялся по инициативе УФСИН России по СПб и ЛО 8 (восемь) раз. Сметная документация по данным разделам Заказчиком своевременно выпущена не была, на объектах полноценно не функционируют системы вентиляции;
- Проект по интегрированным системам безопасности (ИСБ) был изменен полностью, рабочая документация была выдана АО «ГСК» в июне 2016 года. При разработке нового проекта ИСБ не учтены необходимые изменения для других разделов, технологически связанных с ним работ, в том числе организации электропитанием новых систем и т.д.
- Объект не соответствует санитарным нормам.
В течение периода действия Контракта объёмы выполняемых работ и, соответственно, темпы строительства определялись Заказчиком путем регулирования границ финансирования работ на следующий календарный год. Финансирование объекта осуществлялось в соответствии с возможностями Заказчика, которые, в свою очередь, определялись возможностями бюджета РФ и ограничивались ФЦП. За период с 2012 года по 2015 год включительно, по инициативе Заказчика существенно корректировались лимиты финансирования, что было вызвано, в том числе, отсутствием у Заказчика разработанной рабочей документации, необходимой для выполнения работ.
Также УФСИН России по СПб и ЛО недофинансировал Контракт на строительство Объекта с АО «ГСК» на 45 765 200 рублей, при этом на какие цели Заказчиком недоплаченные денежные средства были израсходованы Корпорации не известно. При этом есть официальное подтверждение от руководства УФСИН России по СПб и ЛО о факте расходования данных денежных средств.
Недофинансирование государственного контракта многократно обсуждалось в процессе рабочих совещаний, на эту тему было направлено несколько писем, однако УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области так и не решил данный вопрос.
АО «ГСК» не имеет каких-либо финансовых обязательств перед Заказчиком
в соответствии с подписанным обеими сторонами Актом сверки на 31 декабря 2017 года.
АО «ГСК» со своей стороны обеспечило существенную экономию средств федерального бюджета, обеспечив выполнение соответствующих условиям подписанного Контракта объемов работ, обеспечив снижение сметной стоимости объекта на 15,49 % от первоначальной цены Контракта. Получив такую экономию средств от генерального подрядчика, УФСИН России по СПб и ЛО существенно увеличил объёмы и виды работ, и изменив первоначальный проект более чем на 29,31 %, превысил первоначальную стоимость примерно контракта на 13,81 %.
Пени и неустойки, которые рассчитаны исходя из условий государственного Контракта и отражают масштаб и длительность нарушений, допущенных УФСИН России по СПб и ЛО при реализации проекта строительства Объекта, взыскиваются ввиду неисполнения Заказчиком обязательств по предоставлению проектно-сметной документации до начала строительства, т.е. до июля 2007 года.
С учетом фактического исполнения обязательств по государственному контракту
№ 130 от 14 июля 2007 года, АО «ГСК» направило в Арбитражный суд требование о приведении в соответствие размера обеспечения по контракту размеру остатков лимитов финансирования по контракту.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, в ходе исполнения Контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта.
Уменьшение обеспечения на размер выполненных обязательств соответствует смыслу норм, содержащихся в пунктах 1 и 2 статьи 381.1 ГК РФ.
Применение гражданско-правового института обеспечения исполнения обязательств, в том числе в виде обеспечительного платежа, не должно приводить к необоснованному изъятию, пусть даже временному, денежных средств либо иных материальных активов должника в размере больше того, который требуется для удовлетворения требований кредитора. В противном случае будет иметь место нарушение баланса интересов сторон обязательства, которое может привести к убыткам либо иным неблагоприятным экономическим последствиям у должника по обеспечиваемому обязательству. Такое положение не соответствует общим для всего гражданского оборота требованиям добросовестности, разумности и справедливости.
В соответствии с российским законодательством обеспечение не является денежным требованием, таким образом, отсутствие обеспечения по контракту не означает наличие задолженности по контракту.
Заключая в 2007 году контракт АО «ГСК» объективно не могло предвидеть настолько существенных изменений обстоятельств и невыполнения своих обязанностей Заказчиком.
С декабря 2017 года по апрель 2024 года АО «ГСК» работы были официально приостановлены АО «ГСК» до решения Заказчиком вопросов о передаче недостающего комплекта рабочей документации для завершения строительства объекта и решения вопроса о его финансировании. В связи с тем, что причины, препятствующие завершению Работ, не были устранены, 28 апреля 2024 года Корпорация обратилась в суд с иском о расторжении контракта.
Со своей стороны, УФСИН России по СПб и ЛО предъявлял иски к АО «ГСК» которые тоже были предметом рассмотрения в Арбитражный суде:
- требование к АО «ГСК» о взыскании неосновательного обогащения на сумму 1 088 812 000 рублей;
- взыскание неустойки за нарушения сроков строительства, сумма, начисленная Истцом составляет 1 957 328 874,85 рублей.
Дело о взыскании неосновательного обогащения слушалось в трех инстанциях и все три инстанции отказали в удовлетворении требований УФСИН России по СПб и ЛО к АО «ГСК» в полном объеме. Позиция УФСИН России по СПб и ЛО основывалась на требовании уменьшить стоимость работ, выполненных АО «ГСК» в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, которая была передана самим УФСИН России по СПб и ЛО в производство работ. При этом работы были надлежащим образом выполнены, приняты самим УФСИН России по СПб и ЛО и оплачены. Соответственно, все три инстанции отказали УФСИН России по СПб и ЛО в удовлетворении безосновательных требований в полном объеме. На сегодняшний день АО «ГСК» взыскивает с УФСИН России по СПб и ЛО понесенные судебные издержки.
Дело о взыскании неустойки прошло две инстанции. В первой инстанции была признана вина Заказчика, и неустойка уменьшена до 20 000 000 рублей. Во второй инстанции была подтверждена виновность УФСИН России по СПб и ЛО, неустойка была снижена до 8 000 000 миллионов.
Рассмотрение кассационной жалобы назначено на 26 июня 2024 года.

Руководство УФСИН России по СПб и ЛО своими действиями нанесло существенный ущерб репутации АО «ГСК» и его руководителям. Формально его можно рассчитать в виде пеней, штрафов, неоплаченных работ, убытков, упущенной выгоды. Но на самом деле речь идет о действиях, направленных на уничтожение бизнеса, который строился более 25 лет и вырос до значимой для города и региона компании, входившей в список крупнейших участников строительного рынка Северо-запада России.
В декабре 2017 года УФСИН России по СПб и ЛО перевел 2000 (две тысячи) подследственных и более 1200 (одной тысячи двести) сотрудников УФСИН в СИЗО в Колпино, который не введен в эксплуатацию Северо-Западным Управлением Ростехнадзора. Таким образом, УФСИН России по СПб и ЛО ответственен за нахождение подследственных, заключенных из отряда хозяйственной обслуги и сотрудников УФСИН России в зданиях и сооружениях, которые не соответствуют санитарным нормативам и в которых отсутствует системы охранно-пожарной сигнализации.
В соответствии с действующим законодательством РФ (статья 55 Градостроительного Кодекса РФ), ответственным за ввод объекта в эксплуатацию является УФСИН России по СПб и ЛО, как заказчик-застройщик. Ту же ответственность возлагает на начальника УФСИН России по СПб и ЛО приказ ФСИН России № 42 от 05.03.2005 «Об утверждении Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области».
АО «ГСК» в течение последних двух лет стремилось к решению проблемных вопросов с УФСИН России по СПб и ЛО путем переговоров. Но, начиная с 17 марта 2017 года позиция руководства УФСИН России по СПб и ЛО стала абсолютно деструктивной и перешла от взаимодействия к откровенным угрозам и шантажу, основанным на введении в заблуждение правоохранительных органов с целью принуждения АО «ГСК» к выполнению работ, которые не предусмотрены Контрактом, без оформления необходимых дополнительных соглашений, как это требует пункт 2.6 Контракта, без выделения необходимых лимитов финансирования и даже без проектно-сметной документации. При этом, каких-либо действий, которые возложены на заказчика-застройщика действующим законодательством РФ и условиями подписанного Контракта, со стороны УФСИН России по СПб и ЛО не происходило.
« Назад